Аккадский язык
Аккадский язык (единственный представитель восточной ветви семитской языковой семьи, известен современной науке с середины XIX в.) - принятое в современной науке обозначение семитского языка древней Месопотамии, восходящее к хорошо засвидетельствованному начиная со старовавилонского периода лингвониму akkadû, произведенному от географического названия Аккад - столицы Саргоновской империи (2350-2170 гг. до н.э.).
В ранних работах по аккадскому языку он назывался ассирийским, ассиро-вавилонским или вавилоно-ассирийским. В современной литературе эти обозначения используются редко, но один из двух основных словарей аккадского языка в силу традиции называется "The Assyrian Dictionary of the Oriental Institute of the University of Chicago", а весь комплекс наук, изучающих цивилизацию, породившую клинописное письмо, продолжает называться ассириологией. Специально для аккадского была модифицирована шумерская клинопись. Первые свидетельства о нем - аккадские лексические заимствования в шумерских текстах XVI в. до н.э. и семитоязычные имена собственные, обнаруженные в текстах Фары и Абу-Салабиха. С начала II тыс. до н.э. аккадский язык становится основным письменным языком Месопотамии, а также используется за ее пределами в качестве языка администрации и культуры. С этого же времени он функционирует в виде двух диалектов - вавилонского (старовавилонского, средневавилонского, ново- и поздневавилонского) и ассирийского (староассирийского, среднеассирийского и новоассирийского), которые существенно различаются фонологически и морфологически. Классическим считается старовавилонский диалект, а самой простой формой клинописи - новоассирийская.
Вводный курс аккадского языка подразумевает изучение старовавилонской грамматики и новоассирийской и старовавилонской клинописи. При обучении используется состоящий из 38 уроков учебник Дж. Хюнергарда "Грамматика аккадского языка" (J. Huehnergard "A Grammar of Akkadian"), написанный на английском языке, а также некоторые другие пособия. Параллельно с прохождением курса грамматики предлагается чтение отрывков хрестоматийных текстов. На более продвинутом этапе изучения предполагается чтение клинописного текста свода законов Хаммурапи. В целом весь курс составит 2 семестра по 30 уроков.